По данным компании West Wind Group, в 2022 году интерес московских арендаторов к офисам с концептуальным дизайнерским ремонтом был намного выше, чем к объектам со стандартной отделкой. Сроки экспонирования концептуальных офисов были меньше в два раза, а срок окупаемости — в два с половиной. Соответствующие данные получены по результатам сравнения сделок компании. Тем не менее, наши эксперты считают эту тенденцию характерной для офисного рынка Москвы в целом. В 2023 году она, скорее всего, сохранится.
Изучение спроса показало, что в 2022-м сроки сдачи в аренду офисов В+ с необычной дизайнерской отделкой варьировались от двух недель до трех месяцев, а договоры с новыми арендаторами порой заключались до выезда предыдущих. В то же время помещения аналогичного класса со стандартным ремонтом экспонировались от трех до шести месяцев. И это при том, что арендная ставка в них меньше. К примеру, в районе Садового кольца разница в стоимости аренды составляла 73%.
О том, что спрос на дизайнерские офисы выше, чем на обычные, свидетельствуют и другие цифры. В первом случае доля свободных площадей не превышает 2%, а на некоторых объектах она нулевая. В офисах со стандартной отделкой средняя по году вакансия достигает 8%.
О том, что спрос на дизайнерские офисы выше, чем на обычные, свидетельствуют и другие цифры. В первом случае доля свободных площадей не превышает 2%, а на некоторых объектах она нулевая. В офисах со стандартной отделкой средняя по году вакансия достигает 8%.
«Как правило, кризисы в экономике диктуют бизнесу стратегию удешевления и сбережения ресурсов. В связи с этим есть вероятность, что на рынке офисной недвижимости спрос с объектов класса А сместится в В+. А вот перехода из В+ на класс ниже мы не ожидаем», — отметила Елизавета Ильюхина, руководитель коммерческого департамента West Wind Group.
Елизавета назвала три типа арендаторов, которые интересуются дизайнерскими объектами. Один из них — творческие коллективы, которые ценят нестандартные решения в интерьере. Это не только архитектурные бюро или IT-компании, но и головные офисы компаний из разных сфер рынка: ведь именно там зачастую рождаются идеи, двигающие бизнес вперед. Второй тип — солидные организации, для которых представительский офис — важная имиджевая составляющая в работе с приходящими клиентами. Речь, к примеру, о юридических, консалтинговых, IT-компаниях, занимающихся «тяжелым софтом» или его интеграцией на отраслевых рынках. И третий тип — это компании, стремящиеся привлечь сотрудников в офис после «удалёнки».
Впрочем, отступление от строгого стиля в офисном интерьере — общемировой тренд, который проявился еще до пандемии. Это явление стало закономерным, когда потребность рынка в наличии офисов разных классов в целом была удовлетворена. Арендаторы все больше начали интересоваться не просто местом для работы, оборудованным мебелью и техникой, а пространствами, в которых сотрудники могут чувствовать себя комфортно — и физически, и психологически.
Большое значение приобрели такие параметры, как эргономичная планировка, диджитализация инфраструктуры и, конечно, дизайн. Все они отвечают за создание комфортной атмосферы, которая представляет собой золотую середину между деловой обстановкой и домашним уютом на «удалёнке». Оригинальный и при этом комфортный дизайн офиса превратился в конкурентное преимущество, поскольку важнейшей задачей для игроков рынка стало привлечение и сохранение креативно мыслящих, квалифицированных, мотивированных сотрудников.
Большое значение приобрели такие параметры, как эргономичная планировка, диджитализация инфраструктуры и, конечно, дизайн. Все они отвечают за создание комфортной атмосферы, которая представляет собой золотую середину между деловой обстановкой и домашним уютом на «удалёнке». Оригинальный и при этом комфортный дизайн офиса превратился в конкурентное преимущество, поскольку важнейшей задачей для игроков рынка стало привлечение и сохранение креативно мыслящих, квалифицированных, мотивированных сотрудников.
Несмотря на то, что стандартная отделка офиса в 1,5 раза дешевле дизайнерской, последняя инвесторам более выгодна. Аналитики West Wind Group подсчитали: доходность концептуальных офисов на 9% выше, чем обычных, а окупаются они в 2,5 раза быстрее. Такие объекты, как правило, арендуют крепко стоящие на ногах компании, специфика деятельности которых мало зависит от геополитических событий.
«Исходя из состояния рынка на данный момент, мы предполагаем, что перевес в пользу концептуальных офисов сохранится в 2023 году. Считаем, что инвестировать в бизнес-центры B+ с дизайнерским ремонтом и уникальной концепцией выгоднее, чем в помещения классом ниже», — подчеркнула Елизавета Ильюхина.
Для примера, доходность наших бизнес-центров в центре Москвы такова: Crosswall Park Pobedy около Поклонной горы — 10,71% годовых, а «Сады Этрета» — 10,67%. «Сады Этрета» был открыт в конце 2022 года, на момент открытия уже было распродано 73% площадей. Доступные для покупки и аренды помещения с ценами можно посмотреть здесь.